Памяти отца    Владимира... 

1.jpg

Мы все стремимся выбрать путь, лишенный тягостных мгновений,
Но облегчить свою же боль не в силах, хоть и сожалеем,
Растерзанной душой болея, принять решение не смеем.
На сем пути дана нам Встреча, Господь заботится о нас,
Ведь в закоулках мирозданья Его мы ищем сей же час,
И неожиданно, и дерзко, а может тихо – невзначай,
Отца духовного встречаем: «Наставник, Отче, выручай!»
Послушай, что мы натворили, послушай, как нам тяжело,
И помоги своей молитвой вернуть душе ее тепло.
Ты помолись молитвой Отчей о нас о грешных и слепых,
Пусть выведет Господь из бездны, помилует и нас – таких.
Покрой нас, батюшка, любовью, благословеньем освяти,
И научи по личной воле покорно к Богу нам придти

Родился протоиерей Владимир (Кириллов) 20 декабря 1945 года в г. Сухуми в солнечном местечке Абхазии. Однажды на встрече с прихожанами храма отец Владимир поделился  воспоминаниями детства и рассказал о своем приходе к Богу. Именно этот источник был взят за основу в нашем воспоминании. Отец у батюшки был военным и их семье, как семье всякого военного,  приходилось переезжать из одного города в другой, мама же занималась воспитанием троих детей. После расставания родителей семья переехала жить в Сухуми, где жила бабушка. Женщины были вынуждены много времени  посвящать работе на табачной фабрике. Трудились много, преодолевая житейские трудности. О своих детских достижениях батюшка говорил с улыбкой: «Да, занимался я плаванием, плавал брасом, на всесоюзных соревнованиях в Абхазии был чемпионом Абхазии (смеется)». Если говорить о самом главном багаже семейных нравственных ценностей, который заложили в него близкие и родные люди, то это не будет разговор о вере и воцерковлении, потому что единственно, что было в доме из церковных вещей, это иконочка, спрятанная от людских глаз. Хотя батюшка и не видел примера явной горячей молитвы, но присутствие в доме иконы, может свидетельствовать нам, что вера таилась в глубинах человеческой души, для того времени этого уже много. Это внутри, а на поверхности – это впитанное отцом Владимиром обостренное чувство правды и справедливости. В своей жизни батюшке не раз приходилось делать выбор между правдой и ложью, правда всегда одерживала победу в детские и юношеские годы. Но во взрослой жизни иногда приходилось делать другой выбор: «Служил я в Армии, ребята пошли в самоволку, ну как я их выдам, пришлось соврать. Очень переживал из-за этого…».

 Что касается общественных веяний того времени, то они во многом определили профессиональное направление, которому батюшка следовал прямо или косвенно на протяжении всей своей жизни. Отец Владимир вспоминал: «Многие молодые люди того времени воспитывались на фильмах «9 дней одного года», «Иду на грозу» и др  Ну, знаете, борьба «физиков» и «лириков»…»  И несмотря на то, что учеба давалась ему очень легко,  Господу было угодно закалить батюшку в рядах вооруженных сил. Отец Владимир  не поступил в ВУЗ и был направлен в войска ПВО, в которых и прослужил 2, 5 года 1964-1966.

 Вернувшись из Армии, отец Владимир приложил максимальные усилия для подготовки к поступлению на престижный в то время факультет – «физика металлов» Воронежского политехнического института. Студенческая жизнь была наполнена разными событиями. Еще будучи студентом, он выпустил несколько научных публикаций, что позволило ему в дальнейшим определить свой путь и поступить в Аспирантуру в Донецке. В стенах института  он встретил свою вторую половину – матушку Наталью. Четыре года батюшка не гнушался быть рабочим: ездил в стройотряды для того, чтобы материально поддержать семью и обеспечить себя на весь последующий год необходимым для жизни. Благо, платили за эту работу намного больше, чем составляла их совместная семейная стипендия.После окончания ВУЗа  в 1979-м батюшка с семьей переехал в Донецк. В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1989 году В. Кириллову было присвоено звание доцента. Постепенно Его профессиональная карьера пошла в гору, отец Владимир даже

2.jpg

смог выезжать за границу. Эти поездки некоторым образом обусловили его приход к Богу. Батюшка вспоминал: «В храм заходил редко, но вот однажды среди подарков и книг, которые можно было в изобилии приобрести за границей, я приобрел Евангелие. Помню, было страшновато перевозить его через таможню, а вдруг найдут…  Не нашли, все прошло благополучно, я взял, полистал Его, и, ничего не поняв, поставил на полку. А в следующий раз товарищ подарил мне Библию». Не сразу отец Владимир принялся познавать данные книги, но чаще стал заходить в храм. А тем временем  обустраивался дом, росла семья, появилась дочка. С теплом батюшка вспоминал о рождении дочки Маргариты, их отношения всегда отличались искренней любовью и доверием. Отец Владимир любил семейные путешествия по городам России, которые они с матушкой Натальей устраивали для дочки, чтобы показать ей красоту нашей Родины. Батюшка всю свою жизнь  трепетно хранил и ценил самых близких для него людей, и, наверное, поэтому семейные ценности были одними из самых важных в его жизни.

3.jpg

Отец Владимир всегда отличался пытливым умом и желанием познавать новое, так постепенно формировалась потребность в познании бытия. Первоначально это проявлялось в изучении  философских творений Феербаха, Канта, Гегеля. Но этого было недостаточно,  промыслом Божьим появился у батюшки духовный руководитель о. Михаил, об этом отец Владимир вспоминал: «Никак мне не давалось понять Евангелие, прихожу к отцу Михаилу и говорю,  что же это такое, вроде не дурак, кандидат, доцент – ну ничего не понимаю, просто читаю и все.  … А о. Михаил говорит: «А ты попроси Господа. Господи, помоги мне!» Недели 2-3 в душе у отца Владимира боролись противоречивые чувства и вот, наконец, искренне сказаны драгоценные слова молитвы, и Евангелие потихоньку приоткрылось его разуму, а потом открылась великая бездна этого Апостольского труда. И в уме, и в сердце произошли изменения, посещения храма стали регулярными и желанными, хотя и сопряжены были с опасениями разоблачения и наказания. Самое главное – появилась потребность в келейной и соборной молитве.

Сложным, и вместе с тем, удивительно чудесным. вспоминается батюшкой Владимиром его рукоположение. Получив неожиданное благословение Владыки, отцу Владимиру и матушке Наталии предстояло сделать очень серьезный жизненный выбор:  пойти по священническому пути в то время, означало распрощаться с уже сложившейся карьерой, благосостоянием, а может даже с привычным окружением друзей и близких.  Для себя батюшка выбрал путь, предуготованный ему Богом,  при прошествии времени поддержала его выбор и матушка. Отец Владимир очень ценил ее решение.

27 апреля 1991 года епископом Донецким и Луганским Иоанникием (ныне митрополитом) отец Владимир (Кириллов) рукоположен во диакона, а на следующий день – во иерея.  Началась жизнь совершенно иного плана, некоторое время отцу Владимиру удавалось сочетать преподавательскую деятельность и служить на приходе Свято-Николаевского Собора. Со временем становилось сложнее, его заметили представители спецслужб, и постепенно пришлось расстаться с преподавательской работой в ВУЗе и колледже. Зато освободилось время для работы внутри церковной ограды. Именно в ту пору батюшке предложили возглавить комиссию по строительству нового Собора. Множество задач приходилось решить в связи с этими обстоятельствами жизни, с Божией помощью, с людской  поддержкой удалось организовать широчайший конкурс архитектурных проектов Собора, выявить победителя, утвердить проект Собора и  выбить землю под строительство. Но в связи с историческими изменениями батюшка возвращается в Воронеж.

4.jpg
5.jpg

Его жизненный путь в Воронеже начинается с того, что 1 апреля 1993 года митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием отец Владимир был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма села Новосолдатское Репьевского района. Затем с 8 августа 1995 года – он был клириком  Успенского храма города Воронежа, а  с 7 августа 1997 года – настоятелем Богоявленского храма села Орлово Новоусманского района, с 8 марта 1999 года батюшка был назначен клириком храма во имя блаженной Ксении Петербургской города Воронежа.

На этом этапе батюшкой был накоплен колоссальный опыт Служения – это и  способность решать административно-кадровые вопросы, это и решение житейских проблем, и духовное окормление своих прихожан, это и строительство храмов при самых трудных обстоятельствах. Самое главное, что ему удалось сохранить и приумножить тот Божий дар любви к людям, который помогал ему одинаково поддерживать нищих и голодных, простых и высокопоставленных, юных и пожилых. Для всех у него находилось время, молитвенная поддержка, добрый совет и место в его большом сердце. С 1995 по 1997 год отец Владимир был главным редактором «Воронежского епархиального вестника». Одна из сотрудников вспоминает: «Когда батюшка шел по коридору и слышался его голос, наш неоднородный женский коллектив сразу же преображался, все начинали улыбаться и тут же поднималось настроение. Батюшка был настолько жизнерадостен и весел, что его задора хватало на всех…» Таким и мы прихожане часто видели батюшку уже в стенах Владимирского прихода. С 7 декабря 2004 года и до самой кончины протоиерей Владимир Кириллов был настоятелем Владимирского храма города Воронежа. Именно в пределах этого прихода многие из нас встретились с батюшкой, много житейских ситуаций, духовных стремлений и утешение

пастырским его словом было получено нами от отца Владимира. А ведь его деятельность была весьма разнообразна. Много сил и времени занимал поиск меценатов для строительства храма, были настоящие застойные периоды в строительстве  – это поистине тяжелые периоды для любого настоятеля. Но по молитвам верующих и самого батюшки, потихоньку строительство возобновилось, и уже теперь мы можем радоваться возведенным стенам, замечательному голосу колокольни, красивым куполам и др.

6.jpg

А как все начиналось батюшка рассказывает в одном из интервью: (выборочно) “В 1999 году тогдашний митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий вызвал меня и спросил, готовы ли мы взяться за строительство нового воинского храма. Мы обсудили этот вопрос и дали согласие. С тех пор этот храм — моя боль, моя радость и всё прочее. Его строительство оказалось той лакмусовой бумагой, которая, скажем, в Союзе кулачных бойцов отделила людей случайных от людей воистину преданных делу, вере и России…    

Храм посвящен святому равноапостольному князю Владимиру, покровителю русского воинства, строится в старорусском стиле, из белого кирпича. Закладка первого камня произошла в апреле месяце 1999 года, почти шесть лет назад. Толщина стен рассчитана на три армопояса, что позволит ему выдержать любые сейсмические недоразумения, гарантийный срок эксплуатации до капитального ремонта — 500 лет.

В храме три придела: Дмитрия Донского, Иоанна Воина и вот неожиданно у нас получился еще один, нижний придел — Святых царственных мучеников, где недавно принимали присягу члены Воронежского отделения Российского имперского союза, РИСО. 

В основание храма положена земля, привезенная с мест русской воинской славы: Куликова поля, Бородинского поля, Мамаева кургана, Прохоровского поля. Место, на котором стоит храм, обагрено кровью, здесь в годы Великой Отечественной войны шли жестокие бои, рядом стоит ротонда, часть разрушенной областной больницы, куда немцы загнали советских раненых, захваченных в плен, и подожгли здание. Мы хотим создать здесь своего рода треугольник памяти: ротонда, наш храм и мемориал защитников Родины… Так что уверен — с Божьей и человеческой помощью храм наш будет построен”.

Но тем не менее Служение батюшки не ограничивалась службой в стенах храма и строительством  храма. С 2000 года протоиерей Владимир Кириллов являлся руководителем отдела по церковной благотворительности и социальному служению Воронежской епархии.       Батюшка всегда был неравнодушным и мудрым человеком, справедливым и грамотным руководителем – эти качества помогали ему реализовать с Божией помощью различные планы и направления деятельности.

Большое значение отец Владимир придавал вопросам воспитания молодежи, сохранению культурных ценностей и русской культуры вообще. Невозможно недооценить его вклад и участие в преподавание православного вероучения, а также религиозное воспитание учеников Союза и членов “Русской общины” (ранее «Союз кулачных бойцов»).  Долгое время батюшка осуществлял  духовное наставничество общины, и его поддержка многих из ее членов высоко ценилась общиной.

7.JPG

По инициативе отца Владимира в Воронежской епархии в свое время была выделена линия для телефона милосердия. По этому телефону могли обратиться любые люди и задать вопрос священнику, ведь не секрет, что невоцерковленного человека многое интересует в церковной и духовной жизни, но вот подойти к священнику очно и задать свои вопросы не всегда представляется возможным. Телефон доверия – это один из тех мостиков, который мог когда-то привести человека в храм, к Господу. На достижение этой цели, наверное, и направлено все священническое служение. В связи с этим, удивительным кажется способность отца Владимира, не взирая на внешнее: одежду, манеры, образованность, видеть внутреннюю связь человека с Богом. И не делая самоцелью внешнюю форму, больше смотреть внутрь себя, преображаясь впоследствии и внутренне и внешне. Батюшка отмечал: “Если человек безразличен к боли другого, он не сможет почувствовать чужое горе, следовательно, и ответ его будет некорректным”      Горе, страдание, боль заставляли многих несчастных людей обратиться за помощью к батюшке, так как на протяжении

долгого времени отец Владимир окормлял наркозависимых и подверженных страшным страстям игромании и алкоголизма людей. В одном из интервью батюшка рассказывал, что судьбы людей, вставших на столь опасную жизненную тропу, очень сложны. Наркозависимые люди приходили к нему для беседы, кого-то приводили близкие,  просто заходили на службу в храм и прижились. Все это со временем переросло в регулярные занятия для анонимных наркоманов на территории храма. Несмотря на то, что среди бывших наркоманов были люди невоцерковленные или маловерующие, батюшка надеялся, что само место для встреч внутри церковной ограды, расположит их сердца к Тому, Который зовет «всех труждающихся и обремененных». По необходимости отец Владимир сам посещал занятия, читал акафист Божией Матери «Неупиваемая чаша», мученику Вонифатию, а в последнее время – Царственным мученикам. Радовался отец Владимир, когда видел, что кто-либо заходит в храм поставить свечку,  отрадно было батюшке, за тех людей, которым удавалось, хотя и не без срывов победить коварного врага. Для преодоления этой пагубной страсти у отца Владимира существовала простая, но очень эффективная методика. Из его интервью: «У нас есть вагончик, они там жили, мы их кормили, но за территорию не пускали, и каждый день они должны были быть на службе. Утром молитва, вечером молитва, и потом только спать. 

— Как в монастыре?

— Да, почти как в монастыре. Только постоянное обращение к Богу, только с Божьей помощью. Так мы практиковали и практикуем. У нас сейчас два человека работают… Я убеждён, что им необходима трудотерапия.

— Да, чтобы было чем заняться.

— Кроме того они питаются здесь и получают, пусть небольшую, но зарплату. А это уже утверждение своей личности не как потребителя, а как человека, который может и созидать. Наша новая трапезная, там около 40% сделано человеком, который бросил употреблять наркотики. Он теперь любуется плодами своего труда. А вначале, когда он пришёл, он даже молотка в руках держать не мог.

— Это очень важно, ведь такому человеку невозможно найти работу.

-Совершенно верно. Кто его возьмёт, если он еле передвигается и речь затруднена. А ведь до того, как связался с наркотиками, он был нормальным».

 Вот и в этом случае с Божией помощью удалось батюшке построить мостик для человека с исковерканной судьбой к нормальной человеческой жизни. И конечно, этот путь также не для всех, но для кого-то он является спасительным, и это – большое достижение.

 Нужно отметить, что отцу Владимиру удавалось расположить к себе разных людей, в этом ему помогало его неравнодушие, ведь искренность всегда подкупает.  Много молодых семей, да и семей с достаточно долгой историей могут благодарить батюшку за верные и мудрые советы, за то, что на протяжении долгих месяцев, а может быть и лет здесь на земле у них был справедливый арбитр, вмещающий каждого из нас в свое сердце. «Вот у меня появилась боль за вашу семью…», – говорил батюшка. Для того, чтобы на приходе была возможность продержать растерзанные души, батюшка благословил деятельность православного психолога при храме. Мы можем только представить сколько душевной теплоты и здоровья нужно было иметь, чтобы столько отдавать. А придавали силы отцу Владимиру его молитва внутрицерковная и келейная,  (хотя сам батюшка всегда сетовал, что в суете остается совсем мало времени на молитву), а также общение с праведными подвижниками (со схимонахом Нифонтом). Отец Владимир несмотря на свою занятость выделял из своего расписания время, чтобы встретиться с прихожанами для беседы о семье, о воспитании детей, о своей поездке на Афон и Иерусалим. 

8.jpg

Чудно то, что в этих поездках мы – прихожане как будто путешествовали вместе с ним, и нашу скромную молитвенную поддержку он тоже ощущал на расстоянии.

 На исповеди, при  беседе, при любых жизненных обстоятельствах мы могли рассчитывать на то, что он разделит с нами груз наших проблем, и даже не всегда благодарили батюшку за это.

 С целью приобщения к церковно-приходской жизни молодежи, объединения прихода при Владимирском храме за 10 лет были созданы Воскресные школы для взрослых и детей, военно-спортивный клуб, отдел милосердия, организовалась команда добровольных помощников, желающих помогать нуждающимся людям. Долгое время при храме работает пункт сбора вещей для многодетных и нуждающихся семей, в том числе для семей, пострадавших от пожаров в 2010 году. За усердное служение Церкви в 2005 году отец Владимир награжден крестом с украшениями, в 2010-м удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

 Конечно, многое было задумано и не успело исполниться, но среди нас живет память о батюшке, мы – прихожане  – приход – это то, что ценил отец Владимир, это то, во что он вкладывал долгое время свои душевные силы, свои труды, свою молитву. Светлая ему память и Царствие Небесное, нашему дорогому отцу Владимиру.

10.jpg